Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский). У него было две жизни. До 15:00 - промышленник и бизнесмен Алексеев. После 15:00 - актер и режиссер Станиславский. Дед – богатый московский купец. Дядя - уважаемый московский градоначальник. Сам он должен был стать следующим главой династии. Так вот он им и стал. Театр до самой революцией был его хобби и занятием для души. В 1894 году ему 31. Уже возглавляет семейный бизнес. Через 4 года театральный педагог Немирович-Данченко выпускает курс, на котором у него учились Книппер и Мейерхольд. И понимает: пора! Нужно создавать Театр. Пишет Станиславскому, потому что знал о нем, как о самом богатом из помешанных на театре. Встречаются. 18 часов проводят за разговорами. Придумывают МХТ. Константин Сергеевич ни копейки не вкладывает в МХТ. Деньги им дает Савва Морозов. Есть версия, мол, Станиславскому не разрешили члены правления. А я уверен в обратном: ему важно было, чтобы он воспринимался не мешком с деньгами, а театральным человеком. Равным в творческом потенциале. Представьте, сегодня условный Вексельберг (который увлекался бы театром) попросил бы денег у условного Мордашова. В таких категориях соотносились Алексеевы и Морозовы в той России. В 1917 году пишет в дневнике: «Наконец я смогу заняться театром!» и передает свои фабрики новой власти. А через несколько месяцев Луначарский уговаривает вернуться. Новые начальники ничего не понимали в хозяйстве и до 1922 года Станиславский оставался директором своих фабрик на общественных началах. То есть, внимание! Он НИКОГДА не бросал семейный бизнес! До самой революции он был не просто одним из его руководителей, а главой одной из самых богатых семей Москвы. Днем - промышленник и бизнесмен Алексеев. Вечером - актер и режиссер Станиславский. Есть мнение, что систему свою он создал, потому что был плохим актером. Но это не так. Гордон Крег, английский режиссер, работал с ним во МХТе до революции, много позже написал, что не встречал в своей карьере более великого актера, чем Станиславский. Метр девяносто рост. Пластика. Голос. Невероятное обаяние. Умел на сцене все. Безупречный семьянин. Любящий муж. Глубоко верующий. Не уехал из страны, потому что не представлял своего существования вне этой языковой культуры. И Система его выглядит как подход бизнесмена, перенесшего в театральную жизнь причинно-следственную логику, которой живет предприниматель. Потому что бизнес результат (игра актера) - это всегда следствие причин, которые его обеспечивают (метод действенного анализа, предлагаемые обстоятельства и т.д). Год назад моя жена Ирина, 30 лет отдавшая театру, сказала в интервью, что «Театр - это образ жизни. Это цели и задачи сделать жизнь людей лучше». Тогда мимо ушей пропустил. А переслушал недавно и подумал, что, может быть, это Станиславский нам, современным бизнесменам, через свое театральное наследие так послание передал. Через людей театра, которые выросли на его Системе. А послание такое: что бизнес - это образ жизни. Это цели и задачи сделать жизнь людей лучше. Все иное - это и не бизнес вовсе. Получается, что театр в конце 19го века обогатился опытом бизнеса. Так сегодня, может быть, пришло время уже театру вернуть бизнесу потерянные смыслы и идеи? Бизнес здоровый всегда про человека. И научить такому бизнесу это, в том числе, научить верить в себя. Научиться проживать свою идею, свой продукт, чтобы в него поверили окружающие тебя люди. Потому что, когда ваш покупатель говорит «Не верю», не будет у вас бизнеса. Возможно, это моя впечатлительность. Но слушал Ирину и мурахи бегали от ощущения, что как будто зашифрованное послание читаю. Через сто лет переданное. И мне. И всем нам. Я не знаю, почему личность Станиславского не изучается в бизнес-школах. Именно как бизнесмена и управленца. И тексты его совершенно по-новому начинают звучать. Там вроде про театр. Но на самом деле - про жизнь, про человека и про творчество в бизнесе. А в «Работе актера над собой» еще и простые и практические идеи, как каждому становится лучше. Без коучеров. Без тренеров. Без марафонов. Один на один с собой. Перед зеркалом. Такие дела…